Организация сноса зданий в строительной деятельности требуется достаточно часто. Разборке подвергаются объекты, восстанавливать которые экономически нецелесообразно, либо на месте их размещения планируют возвести более капитальную постройку. Любые действия по демонтажу регулируются статьями законодательства.
Задача разрушить или разобрать сооружение сопряжена со многими рисками и зачастую гораздо сложнее, чем процесс строительства. Опасности подвергаются жители соседних домов, прохожие, сотрудники расположенных рядом организаций и сами рабочие. Поэтому безопасное разрушение пришедших в негодность зданий — ответственное мероприятие, спланировать которое по силам лишь специалистам. Особенно это касается демонтажа объектов в больших городах, где плотность застройки, массивность, высокий трафик движения транспорта и людей, создают дополнительные трудности.
Чтобы свести риски на минимум, демонтаж или снос объекта капитального строительства начинается с разработки проекта организации работ. В процессе подготовки создаётся раздел проектной документации, который включает полную информацию о процессе разборки и чёткий алгоритм безопасной ликвидации.
Такой проект чрезвычайно сложен, состоит из множества последовательных ступеней. Подготовить его ответственно и грамотно в состоянии лишь проверенные специалисты с большим стажем. Сотрудники нашей компании «Базис» имеют все необходимые навыки, многолетний опыт разработки порядка организации демонтажа (ПОД) и свидетельство Саморегулируемой Организации (СРО). Обращаясь к нам, Вы обеспечите профессиональный подход к любой поставленной задаче.
Демонтаж, как любая сложная работа, подчиняется отлаженной, выработанной системе. Это необходимо для упорядоченности, ускорения процесса, поддержания определённых сроков выполнения поставленной задачи. Поскольку разработка подобного проекта — работа трудоёмкая, её принято разделять на несколько стадий или этапов:
Наши специалисты разработают ПОД по всеми перечисленными этапами, в соответствии с действующим законодательством РФ. Благодаря скрупулёзному подходу к поставленной задаче, мы предоставим проект, с которым у заказчика не возникнет никаких проблем.
Важнейший фактор, который специалист обязан учитывать при разработке проекта: необходимость предоставить полный комплект исходных документов. Сюда входят планы, конструктивные особенности объекта. Поиски такой информации подразумевают работу с архивными данными. Их необходимо собрать перед разработкой ПОД.
Пояснительная записка (ПЗ) позволяет быстро оценить, сколько потребуется усилий для проведения демонтажа или разрушения. Она должна быть краткой, содержать все необходимые выдержки из проекта, составленной понятно даже не специалисту. Составление такой записки подчиняется установленному регламенту. Сперва излагаются краткие характеристики объекта сноса с его описанием. Далее идут сведения о заказчике и перечень всех документов, использованных при разработке ПОД. В перечень входят:
— техническое задание, полученное от заказчика;
— проект последующего строительства;
— технические данные здания, предназначенного под снос;
— постановление о сносе.
Приведённый список может быть незначительно изменён, он представляет собой основную базу, которая всегда должна присутствовать в ПЗ. Специалисты нашей компании дополняют список документов, включая в него цели демонтажа, перечень отдельных сооружений, входящих в объект.
Ещё один нюанс, который нельзя пропускать: техническое обоснование выбранного метода сноса. В ПЗ мы обязательно пишем об этом, приводя аргументы и факты, послужившие причинами именно такого выбора. Ими могут быть:
Для того, чтобы провести работы максимально безопасно и эффективно, необходимо учитывать каждый нюанс. Составление пояснительной записки важно для будущих работ по сносу или демонтажу, но по сути, это краткая информационная выжимка из обширного ряда мероприятий, которые проводят наши специалисты.
Разрабатывая проект демонтажа, необходимо провести качественную, многоуровневую оценку информации. На этапе исследования мы получаем данные из уже существующей технической документации, дополняя полученными при проведении ряда мероприятий сведениями, среди которых:
Качество проводимого исследования зависит от комплексности и пристального внимания к любой детали. Чтобы ничего не упустить, мы применяем такие меры:
— изучаем документы, акты, отчёты, любы бумаги от предыдущих исследований;
— выявляем аварийные участки для обеспечения безопасности людей во время сноса;
— разрабатываем проект страховочных конструкций для безопасности во время проведения демонтажа;
— уточняем все параметры объекта, внесённые в документы нашими коллегами, чтобы избежать ошибок.
Чтобы получить ясное представление об особенностях состояния здания, несущих конструктивных способностях, нужно все сведения проверить самостоятельно. Данные позволяют выбрать оптимальный метод, который будет самым финансово выгодным и безопасным. Чем полнее объём полученной информации, тем эффективнее составленный проект.
Недостаточно разобрать здание, необходимо продумать способы утилизации, разборки оборудования, которое может быть в составе объекта. Это станки, стенды, трубопровод, различные краны и другие предметы. Разработка ПОД включает включает подготовку к их ликвидации.
Поскольку приоритет — безопасность, разработка проекта учитывает мероприятия по защите от проникновения на место демонтажа животных и людей, охрану окружающей среды, в частности, деревьев, кустарника, прочего озеленения. Мы включаем перечень таких мер:
— установка ограждения по периметру площадки работ;
— применение современных запорных систем;
— организация охраны территории.
Чтобы обезопасить окружающих, сберечь среду обитания людей, обеспечить рабочим максимально удобные условия, мы учитываем любые вероятные ситуации. Присутствие посторонних на объекте недопустимо, поэтому предусматриваются меры исключения самой возможности проникновения на площадку.
Выбор зависит прежде всего от предоставленного заказчиком технического задания. В одних случаях предусматривается разбор, поэтому проект будет касаться демонтажа. В других случаях заказчик требует разрушения, для чего потребуется проект сноса.
От конкретного метода зависит не только планирование вида работ, но и дальнейшие способы утилизации. Например, при демонтаже объекты могут подвергаться переработке под вторичное использование. Такой подход становится всё популярнее, поскольку во многих ситуациях он экономически выгоден.
Минусы сноса заключаются в использовании взрывчатых веществ и специальной строительной техники. После проведения работ остаются отходы, которые уже невозможно использовать вторично. Их вывозят на свалки и полигоны, загрязняя окружающую среду. Иногда такая мера становится вынужденной, не подразумевая альтернатив.
Прежде, чем остановить свой выбор на конкретном способе, следует знать особенности каждого из них. Это поможет решить, какой из методов наиболее актуален.
Особенности проведения мероприятий при механическом сносе объекта заключаются в использовании специального оборудования:
— экскаваторов;
— Клин-Молота;
— Шар-Молота;
— ножниц гидравлических;
— установок для взрыва гидропороховых;
— отбойных молотков;
— перфораторов;
— различных ручных машин.
Взрывной метод сноса потребует значительного радиуса площадки из-за разлёта осколков. Опасность взрывчатых веществ подразумевает компетентность и опыт подрядчиков, которые будут осуществлять разрушение при помощи взрывов.
Демонтаж требует большой квалификации исполнителей и проводится при помощи различных приспособлений: ручных сверлильных машин, алмазных режущих инструментов. Тонкость ручной работы позволяет разделить строительных материал бережно, подготовив для последующего использования. Но сам демонтаж занимает гораздо больше времени. Учитывая экологичность и экономию, такой подход наиболее разумен.
Несмотря на то, что за заказчиком остаётся право выбора, нужно учитывать несколько объективных параметров:
— особенности объекта, его конструкции, материалов и размера;
— местоположение, наличие свободного пространства, особенно в городских условиях;
— оборудование, которое есть в наличии.
В основе лежат экономика и безопасность. В условиях плотной застройки демонтаж предпочтительнее, но если нет алмазных резаков, зато есть взрывчатка, придётся разрушать. Учитывая ресурсы, вы не потратите больше, чем запланировали, если заранее просчитаете все затраты и выберете самый подходящий способ.
Чтобы дать обоснованную оценку тому или иному методу, наши специалисты проводят скрупулёзное исследование, которое включает рассмотрение оптимальных способов утилизации, вероятность повреждений окружающей инфраструктуры. Для этого потребуются:
Необходимо учесть ту нагрузку, которую могут оказывать проводимые мероприятия на объекты окружающей инфраструктуры. Та же тяжёлая техника давит на грунт, под которым расположены подземные сети. Нсли давление будет чрезмерным, не избежать повреждений. В тех случаях, когда невозможно обеспечить защиту объектам инфраструктуры, мы предусматриваем способы их переноса на безопасное расстояние. Каждый шаг экономически обосновывается.
Чтобы сделать работы безопасными, мы учитываем все нюансы, разрабатывая детальные решения для каждого конкретного случая. В них могут входить технологические карты и проекты проведения работ. Обязательно указываются те способы, которые позволят реализовать предупредительные меры. Это может быть громкое оповещение, сигнализация, ограждение, охранные посты и другие элементы.
Главная задача — обеспечить безопасность сотрудников во время пребывания на объекте. В число мер безопасности входит:
— система допусков с чётким указанием самых опасных зон и использования мер техники безопасности;
— обеспечение безопасных условий труда в соответствии с законодательными нормами;
— проработка схемы, на которой отмечены наиболее опасные зоны и описана техника безопасности при нахождении в каждой из них.
В стандартном порядке главный инженер, который курирует мероприятия по демонтажу или сносу, отвечает за обеспечение выше перечисленных нюансов. Но наши специалисты так же подключаются к процессу. Во время разработки ПОД, мы обязательно включаем в него:
— указание на основные источники опасности, места самопроизвольного обрушения, точки применения опасной техники и прочее;
— планировку проведение работ в соответствии с ППР, учитывая все разделы, посвящённые соблюдению мер безопасности на строительной площадке;
— подробную инструкцию по проведению работ при помощи экскаваторов и других разрушающих машин.
Зачастую демонтаж видится чем-то более безопасным, по сравнению со взрывами и разрушением при сносе. Но это неправильное представление. При демонтаже меры осторожности требуются не меньше. Нужно:
— следить за чётким соблюдением правил применения стрелового оборудования, грузоподъёмной техники и башенных кранов;
— использовать ручные инструменты любого типа (электрические, пневматические или термические) с соблюдением правил техники безопасности, указанных в руководстве к каждому агрегату.
Чтобы при демонтажных мероприятиях ничто не угрожало жизни и здоровью людей, наши эксперты подбирают технологическую оснастку. Это могут быть подкосы, штанги, анкера и прочие специализированные элементы, оптимально пригодные в конкретном случае.
Столичный регион накладывает особые требования, поэтому специалисты нашей компании учитывают ряд параметров, отличных от работ в других регионах Российской Федерации. В их число входят:
В финале проекта организации демонтажа документально зафиксирован ряд сведений для дальнейшего использования. Сюда входят такие данные:
— что осталось от объекта после проведения утилизации;
— какие коммуникации остались и могут быть использованы в дальнейшем;
— перечень объектов, которые можно сохранить.
Последний пункт особенно важен. Он согласуется с действующим законодательством РФ и на каждый объект перечня должно быть получено разрешение. Копии мы прикрепляем ко всем экземплярам ПОД.
В результате заказчик получает подробно проработанный проект организации демонтажа, выполненный в полном соответствии с законодательством, обеспечивающий безопасность проведения работ на объекте, сохранение здоровья окружающих людей и целостность природной среды. Обращаясь в нашу компанию, Вы получите Проект по сносу или демонтажу, который полностью соответствует современным строительным нормам.